Жанр научной литературы, выполняющий функции репрезентации научного произведения, его оценки и осмысления в общем пространстве научного знания. Рецензия отличается высокой степенью стандартизации. Она отражает состояние науки в определенный период ее развития, формулирует критерии оценки научного труда и систему требований к научному произведению. Рецензия может иметь рекламный характер.
Основные функции научной рецензии - информирующая и оценочная:
1) информирующая нацелена на информирование читателя о содержании новой научной публикации;
2) оценочная нацелена на оценку работы в целом.
Личностное начало проявляется в том, что автор как индивидуальная языковая личность обнаруживает себя:
1) как субъект речи;
2) субъект сознания;
3) субъект эмоций.
Текст рецензии находится с основным текстом в интертекстуальной связи.
Объектами оценки являются:
1) жанр работы (словарь, справочник, пособие, монография, издание, раздел и др.);
2) аспекты исследовательской деятельности ученого;
3) разработанные им методы;
4) научные задачи;
5) материал исследования;
6) идиостиль автора, метаязык научного произведения и др.
Л.В. Красильникова выделяет следующие типы оценки научного произведения:
1) общую аксиологическую оценку (высокий уровень, хороший образец, блестящая идея);
2) ментальную оценку:
а) психолого-интеллектуальную (важный вклад, основополагающий метод);
б) эмоционально-интеллектуальную (рациональный подход, тонкий анализ) оценку;
3) практическую оценку, ориентированную на норму, стандарт, традиции, актуальность, эффективность (академический труд, своевременная постановка проблемы);
4) эмоциональную оценку (сильное впечатление, поразительные результаты);
5) оценку лица:
а) общую оценку его мастерства (большой ученый);
б) профессиональную оценку (высококвалифицированный специалист);
в) этико-психологическую оценку (смелое решение).